МОУ "Сош №1" - Изучение и обобщение ППО
Четверг, 08.12.2016, 10:50
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

Изучение и обобщение ППО

Календарь новостей

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

п Контактырос

Сайт департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изучение и обобщение ППО

1.Сущность передового педагогического опыта

 

Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нём сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала.

Бывает и так, что некоторые учителя не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, преподаватель, желая добиться высоких результатов по своему предмету, проводит дополнительные занятия, задаёт много, сверх нормы, домашних заданий. Эта работа может принести сиюминутный хороший результат

(т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, формирование общественно ценных мотивов учения (эта проблема, возможно, даже не осмыслена учителем).

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отчёта (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

 

2.Признаки передового педагогического опыта

 

а) высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов УВП по основным параметрам:

*сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности;

*образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков – вычислительных, графических, грамотного письма и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к успеваемости, а более широко, в частности, по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;

*воспитанность учащихся. Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;

*трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда.

б) оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее образовательных и воспитательных задач);

в) устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в УВР, продолжавшиеся короткий срок и в последствии не повторённые, трудно отнести к передовому опыту;

г) возможность повторения и творческого использования опыта 1 педагога другими, расширение этого опыта до массового;

д) перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;

е) научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

 

3.Этапы изучения и обобщения педагогического опыта

 

Повседневная учебно-воспитательная работа большей частью проводится многократно проверенными методами и потому традиционна. Но вот, то один педагог, то другой начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приёмах организации этой работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют их, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога-новатора. Следовательно, 1 этап изучения и обобщения ППО – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения её эффективности с другой. Это противоречие осознаётся, осмысливается, формулируется проблема.

В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (2 этап) – выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определённые достижения в УВР. Определяется объект исследования, изучения ППО. Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения ППО

(3 этап): окончательно формулируется тема, цель, уточняется объект (школа, класс, кружок, учебный предмет, педагог, коллектив). Здесь возможны 2 пути. Бывая на учебных и воспитательных занятиях, руководители школ, отмечают, то положительное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют его особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Вот это и становится предметом изучения и обобщения опыта.

В другом случае тема, которая будет изучаться, может заранее задаваться педагогом. К примеру, органы народного образования, руководители школ, заинтересованные в решении ряда вопросов подготовки учащихся к труду, могут рекомендовать преподавателям накапливать опыт в этом направлении, который потом будет изучаться и обобщаться. По своему уровню такая работа приближается к естественному эксперименту:

-определяется последовательность изучения опыта;

-намечаются и конкретизируются методы исследования, вопросы которые будут изучаться тем или иным методом;

-устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов;

-назначаются персональные исполнители ( по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель)

На основе программы разворачивается работа по сбору педагогических фактов и другого информационного материала ( 4 этап). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения ПО необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи УВР, относящиеся к описываемому опыту).

Описанный опыт затем осмысливается (5 этап): сопоставляется, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними. Отсюда следуют конкретные выводы.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки ( 6 этап)

В результате такой пропаганды педагоги включают ПО в свою практику УВР, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую индивидуальность, свой стиль и почерк работы.

 

Критерии передового опыта

 

  1. Высокие результаты обучения и воспитания.
  2. Высокие показатели успеваемости. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников.
  3. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивает школа и учитель для достижения определённого результата.
  4. Устойчивость и постоянство успехов УВР.
  5. ППО – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая даёт наилучший педагогический результат. В данном случае речь идёт об опыте, который может не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

 

Памятка по обобщению опыта учителя

 

1.      Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2.      Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3.      Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь оформить её как можно точнее, конкретнее.

4.      Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы ( планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5.      Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

6.      При написании доклада сначала черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7.      Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

8.      Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9.      Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10.  Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

11.  Помните, что обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодёжи.