МОУ "Сош №1" - Консультация психолога. Стресс и как с ним справиться
Понедельник, 05.12.2016, 11:31
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

Консультация психолога. Стресс и как с ним справиться

Календарь новостей

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

п Контактырос

Сайт департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Консультация психолога. Стресс и как с ним справиться

Цель. Формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. Сегодня на занятии мы попробуем разобраться что такое стресс и какое воздействие он оказывает на наш организм.
Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы: А что же это такое — стресс?
когда/из-за чего он возникает? какими ощущениями сопровождается? Как с ним бороться?

1. Что же это такое — стресс?
Ведущий обобщает высказывания участников.

Стресс — это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его приспосабливаться к ним.
Ведущий приводит следующие примеры приспособления организма к изменениям в окружающей среде: замерзнув, человек дрожит, чтобы согреться, в жару человек потеет, чтобы при испарении влаги с поверхности тела снизилась температура, т.е. наш организм обладает способностью к физиологической адаптации.
А нужна ли человеку психологическая адаптация? Когда она необходима?

2. Когда/из-за чего возникает стресс?
Ведущий обобщает высказывания участников.

Не следует считать, что стресс способна вызвать только вооруженная схватка, поражение в спортивном состязании или потеря ключей от дома. В повседневной жизни он чаще возникает из-за прессинга, психологического давления, действующего на человека в течение определенного времени. Например на вас большое психологическое давление могут оказывать взрослые: «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...» Стремясь соответствовать их ожиданиям, вы находитесь в постоянном опасении оказаться неуспешными.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.

Однако для одного ученика смена школы — это печаль, обусловленная потерей друзей, а для другого радость, что его больше не будут обижать агрессивные и более сильные одноклассники. Очевидно, что стрессовые перемены могут воздействовать как отрицательно, так и положительно. Иными словами, ситуация является стрессовой, если таковой ее воспринимает человек. То или иное событие может привести к стрессу, если воспринимается человеком как стрессор.
Катастрофы и террористические акты, взятие в заложники никого не обходят стороной. Однако множество детей, живущих своей повседневной, мирной жизнью, подвергаются воздействию постоянных стрессоров. Это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряженная обстановка в семье и в обществе, связанная с социальными, экономическими и политическими проблемами.

3. Какими ощущениями сопровождается? вреден ли он?
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказы¬вается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортс¬мен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках, благодаря стрессу. Такое состояние в психологии называется эустресс. Эустресс — это активизирующий стресс.

Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс — это разрушительный стресс, демобилизующий и дезорганизующий. Именно его следует избегать.

Что происходит с человеком в стрессовом состоянии?
Наиболее заметная реакция на стресс — у сердечно-сосудистой системы.
При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повы¬шение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание становит¬ся учащенным. Характерна реакция кожи на стресс — побледнение или появле¬ние красно-белых пятен на коже, часто вызывает озноб.

Изменяется протекание психических процес¬сов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается.. В состоянии дистресса рассеивается внимание, ухудшается запоминание. Человек несколько раз чи¬тает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в "проглатывании" букв и слов, заикании, за¬метном увеличении междометий, слов-паразитов.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохра¬нится только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса — сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не понимает. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одном точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.
Зачем природа наделила человека этой способностью? (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).

Практическое задание. Учащиеся делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая — страх; третья — грусть; четвертая — апатию. По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3–5 мин. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.
Ведущий подводит итог обсуждения. Примерные варианты выводов:
– злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
– страх сигнализирует об опасности;
– грусть побуждает нас задуматься;
- апатия позволяет отдохнуть восстановиться организму;

Негативные эмоции по-своему полезны. Но несмотря на это бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал; так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности.
Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.

4. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2
2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2
3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту 0 1 2
6. Я склонен к грусти 2 1 0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0
9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0

Ключ к тесту
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

5. Как справиться со стрессом?
Участникам предлагается рассказать о том, как они справляются со стрессом. Желательно собрать как можно больше вариантов. Ведущий подчеркивает такие варианты, как:
- не паниковать,
- сосредоточиться на деле,
- давать себе время на отдых,
- во всех ситуациях стараться находить положительный стороны
- обращаться за помощью.

- скажите «нет» если вы действительно решили не брать дополнительную работу или обязательства
- поговорите о своих проблемах с кем нибудь
- напомните себе, что вы человек и имеете право на ошибки
- не терзайте сами себя
- если хочется высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.
- запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей
- отключите телефон и полежите в теплой ванне
- устройте себе спортивную разминку.
- организуйте

Герой одного мультфильма в гневе начинал раздуваться и багроветь. Но у него был сообразительный слуга — когда хозяин готов был лопнуть, он открывал у него на макушке клапан и вы¬пускал из головы лишний пар. Тем, у кого нет такого клапана, можно разрядить свои эмо¬ции, высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посо¬чувствовать.
Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивает¬ся поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Даже положительные эмо¬ции могут нанести ущерб, если они слишком сильные. Смех и плач — это своеобразная защита нашей нервной системы от эмоциональной перегрузки. После слез человек испытывает об¬легчение, а после смеха — прилив сил. В упражнении соединяют¬ся целебные свойства плача и смеха.

Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, суетно. По¬слушайте хорошую музыку, прогуляйтесь по лесу, выйдите в ши¬рокое поле, поглядите в высокое небо, посидите у реки — приро¬да восстановит утраченную гармонию.

Существуют и неэффективные способы борьбы со стрессом (если участники назовут их), такие как употребление алкоголя или наркотиков, подчеркнуть их опасные последствия

Упражнение «Вверх по радуге»
Ведущий. Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза. После этого желающие рассказывают о своих ощущениях. Затем упражнение выполняется еще раз с открытыми глазами.

Упражнение «Сбрасываем напряжение »
Ведущий. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.

Следует пояснить, что, если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также предложить участникам выполнять не всё упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза.
Ведущий еще раз спрашивает о самочувствии участников, обращая внимание на его улучшение. Дети могут и не отметить улучшения настроения, в этом случае ведущий объясняет, что, хорошо освоив технику данного упражнения, участники научатся самостоятельно регулировать свое самочувствие и настроение. Завершение занятия