МОУ "Сош №1" - Лекция психолога Формирование толерантной личности
Понедельник, 05.12.2016, 11:27
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

Лекция психолога Формирование толерантной личности

Календарь новостей

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

п Контактырос

Сайт департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция психолога Формирование толерантной личности

ЛЕКЦИЯ: «Формирование толерантной личности»

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная социальная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества в целом, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, как самого ценного качества нашего современника – это наша задача и значительный вклад школьного образования в развитие гуманных отношений, культуры мира на Земле. 

Понятие толерантности, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов ХУ! – ХУ!! вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных установок общества. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем трактате «Трактат о веротерпимости », написанном в 1763 году Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов , и прежде всего Вольтера , явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между народами, религиями и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 года, Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.
Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека. апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявлять к обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность » стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также от воздержания причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Особенно это касается стран таких, как Россия – многонациональных, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры. Страна, где толерантность стала жизненно необходима и единственно выживательна в современных условиях Земли. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке и каждодневных делах и поступках. Это возможно в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие: 
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарность и сопричастность, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – « уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность –
« прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение…расположенность к другим», в персидском языке – «терпение, выносливость, готовность к примирению». 
В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках ,и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более привычное и знакомое слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает « способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой – то точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящийся к позициям и ценностям других людей.
 Главная задача нашей встречи - сделать понятие «толерантность » близким и ясным для каждого из нас, а также донести понятие «толерантности» до учащихся, ознакомить подростков со многими нюансами этого сложного термина.
Важной темой в работе с подростками является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать.
в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Толерантность – достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом.
КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: 
- равноправие – равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой – либо другой группе;
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, чувствует иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью – смесью нетерпимости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может при вести к убийству. (Франция. Выступления студентов из стран Азии и Африки). Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения – до этнических чисток и геноцида (евреи, армяне), умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором для всего человечества. Необходимо понять взрослым и донести до подрастающего поколения последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ – ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование ( отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
-этноцентризм ( понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- поиск врага – перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу;
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий;
- расизм – дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие ;
- ксенофобия в форме этнофобий – антисемитизм, кавказофобия и др.
- религиозные фобии, мигрантофобии;
- национализм – убеждение в превосходстве своей нации над другими;
- фашизм – режим, для которого характерны насилие и массовый террор;
- империализм;
- эксплуатация – использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения;
- осквернение религиозных или культурных символов;
- религиозное преследование;
- изгнание;
- сегрегация, включая апартеид – принудительное разделение людей по какому – то признаку;
- репрессии – насильственное лишение возможности реализации прав человека, уничтожение и геноцид.
Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений является сфера отношений между различными этническими группами. Этническая нетерпимость – реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Нам известно, что проблемы , связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому различным аспектам формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, хотелось бы обратить ваше внимание. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются унижениям и оскорблениям со стороны подростков. Основой толерантного отношения к человеку и человечеству в целом является позитивная этническая идентичность. Позитивную этническую идентичность можно рассматривать как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия.
Воспитание в духе толерантности требует кропотливой и системной работой как над усвоением понятий « толерантность», « толерантная личность», «границы толерантности». Необходимо развивать у подростков такие составляющие толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, отличность от других и похожесть. Важнейшим является формирование толерантного отношения к самому себе. Подростки должны с нашей помощью осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, является частью положительного отношения к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Важной проблемой в формировании толерантной личности является проблема «границ» толерантности. В современном мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, а с другой, воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, бомжи, ВИЧ - инфицированные. Все эти люди, несомненно, являются «иными», другими в нашем обществе. Как к ним относиться?
Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительными в таких случаях? Проблема границ толерантности – это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Наша с вами задача не только научить толерантному поведению, но и выработать общую установку на принятие другого, сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой:
ПОНИМАНИЕ + СОТРУДНИЧЕСТВО + ДУХ ПАРТНЕРСТВА.
 


 Автор составитель лекции 
педагог – психолог Ф.Т.Нафгутдинова