МОУ "Сош №1" - Портфолио учителя и методического объединения
Понедельник, 05.12.2016, 11:30
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

Портфолио учителя и методического объединения

Календарь новостей

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

п Контактырос

Сайт департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Портфолио учителя и методического объединения

Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя
Методическая деятельность педагогического коллектива школы – одно из главных направлений в жизнедеятельности образовательного учреждения. Именно профессиональный уровень педагогов школы, наличие инновацион-ных процессов, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве школы, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития образовательного учреждения. 
Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в Рос-сии. 
Философия портфолио заключается в том, что предполагается смеще-ние акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".
В мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио - это набор материа-лов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональ-ной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального пове-дения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.  
При подготовке портфолио (см.приложения 1, 2) следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио вклю-чены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Одна-ко поскольку портфолио - это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учи-теля как минимум на протяжении одного учебного года. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (поясни-тельной записке). В нем необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, почему именно эти материалы являются свиде-тельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обосно-вание выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом ква-лификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педа-гогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма атте-стуемого. Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или ис-черпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию ат-тестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать про-фессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, раз-личные освоенные способы деятельности. При этом способы решения про-фессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения пе-дагога могут существенно отличаться.
В течение учебного года учителя работают над своими портфолио. Ход работы может обсуждаться на методических объединениях, в ходе индивиду-альных консультаций со специалистами по отдельным проблемам и т.д. На весеннем педагогическом совете или конференции проводится презентация готовых портфолио, выбираются три самых лучших портфолио.
Говоря о портфолио, хочется затронуть еще один важный аспект. Учи-теля получают возможность познакомиться с портфолио друг друга в рамках портфолио - конференции и выбрать лучший портфолио, а также увидеть и оценить, примерить к себе опыт своих коллег, стимулировать собственную педагогическую деятельность. 
Итак, портфолио, на наш взгляд, способствует рефлексии педагогиче-ской деятельности, может выступать в качестве одного из возможных меха-низмов повышения квалификации членов МО и являться своеобразным сти-мулом к их дальнейшему саморазвитию.
Один из необходимых разделов портфолио - Раздел 2. “Результаты пе-дагогической деятельности”. В этот раздел помещаются: 
• сравнительный анализ деятельности педагогического работника на основании; 
o контрольных срезов знаний; 
o участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкур-сах; 
• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; 
• поступление в вузы по специальности и т.п. 
Материалы данного раздела должны давать представление о ди-намике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”. В этот раздел помеща-ются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме пе-дагога: 
• материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым исполь-зуемых образовательных технологий; 
• работа в школьном и городском методическом объединении, со-трудничество с ВУЗами и другими учреждениями; 
• организация и проведение семинаров, “круглых столов” мастер-классов и т.п.; 
• другие документы. 
По результатам работы и содержанию портфолио учитель может быть рекомендован к повышению квалификационной категории. Собеседование с администрацией школы о перспективах сотрудничества в следующем учеб-ном году также может проходить на основе материала, представленного пе-дагогом в портфолио. 
Портфолио деятельности педагога, методического объединения, опи-сывает полученные результаты за каждый учебный год. 
Ниже приведенные портфолио представляют собой не только форму рефлексии педагогом (руководителем МО) собственной деятельности (дея-тельности МО), но и своего рода отчет о работе, успехах и достижениях, ко-торый позволяет: 
• представить окружающим собственную педагогическую деятель-ность, 
• выявить динамику роста профессиональной компетентности педаго-га (МО), 
• осуществить анализ результатов деятельности за учебный год 
• подготовить характеристику педагогу для участия в различных кон-курсах 

• провести качественную оценку работы МО администрацией школы, руководителем МО и т.д. 

1. Общие сведения
знаки отличия, грамоты, благодарности, курсы повышения квалифи-кации за данный учебный год (указать место прохождения, в т.ч.школьные семинары, год, тему); перспективные курсы повышения квалификации (ука-зать тематику, место прохождения, цель), повышение квалификационной категории (дата присвоения, номер приказа)

2. Результативность педагогической деятельности 
а) Уровень обученности школьников за последний год

б) Индивидуальные достижения учащихся за последний год: 
победители школьных, районных, городских, Всероссийских олимпиад 
(указать ФИ, кл., места, уровень олимпиады); золотые и серебряные медалисты, поступление в вузы на факультеты соответствующего предмету профиля (%) и др.; 
результаты участия школьников в конкурсах, конференциях, интеллек-туальном марафоне, Дне науки и т.д. 
(указать ФИ, класс, название, результаты, например, проект, реферат по теме и т.д.).


3. Участие в научно-методической работе, инновационной деятель-ности
а) Работа в методических объединениях, советах, комиссиях, твор-ческих, рабочих группах (роль, тема работы, результаты, краткие выво-ды о содержании деятельности и т.д.); результаты участия в работе мето-дического совета школы:______________________________________ 

б) Сотрудничество с ВУЗами и т.д.

в) Методические материалы, характеризующие опыт педагога.
описание итогов работы (за последний год) по индивидуальной мето-дической теме 

4.
а) Участие в мероприятиях школьного уровня 
(педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприя-тиям и т.д.) Необходимо указать название, форму и тему участия; педагоги-ческий продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.
б) Участие в мероприятиях городского, регионального, всероссий-ского, международного уровней 

Необходимо указать название, форму и тему участия; 
педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.

5. Программа собственного профессионального развития 
- каким образом применяются в образовательном процессе материалы курсов повышения квалификации за последние 3 года;
- где обобщался, представлялся данный материал, опыт; в какой форме (или планируется);
- над какой методической темой работает учитель; какой предполагает-ся результат; на каком этапе; кратко – о содержании деятельности в текущем году, о планируемой в дальнейшем деятельности.
- на каких курсах планируется обучение (в том числе – дистанцион-ных);
- планируется изучение литературы по теме.
  6. Краткие выводы о полученных результатах 
/ / Подпись члена МО.  



ПОРТФОЛИО методического объединения
(оформляет руководитель методического объединения)


за_____________уч.год
Цели: 
• Провести самоанализ деятельности методического объединения 
• Оценить результативность его работы 
• Наметить пути совершенствования деятельности методического объединения 
1. Цели и задачи, которые ставились перед методическим объединени-ем
______________________________________________
______________________________________________
2. Сколько заседаний методического объединения проведено? На-сколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи? Сколько заседаний не проведено (укажите причину)?
___________________________________________
________________________________________
Результативность педагогической деятельности 
3. Состояние преподавания и качество знаний обучающихся в ди-намике (проведите оценку полученных данных). Уровень обученности школьников за данный учебный год

Комментарии руководителя МО:
4. Индивидуальные достижения учащихся 

Оценка результативности данного участия в динамике:
5. Участие в научно-методической, инновационной работе 
а) Работа в методических объединениях, советах, комиссиях, про-блемных творческих группах (роль, тема работы, результаты, краткие выво-ды о содержании деятельности и т.д.); результаты участия в работе мето-дического совета школы:______________________________________
б) Сотрудничество с вузами и т.д.

Комментарии руководителя МО (оценка работы по данному направле-нию):
_________________________________________________
_____________________________________________
в) Методические материалы, характеризующие опыт педагогов.
Описание итогов работы (за последний учебный год) по индивидуаль-ной методической теме

Согласуются ли методические темы педагогов с общешкольной темой? Оценка результативности работы по методической теме членов МО. Пред-ложения.
6. Участие в мероприятиях (каждого члена МО)
а) Участие в мероприятиях школьного уровня 
(педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприя-тиям и т.д.). Необходимо указать название, форму и тему участия; педагоги-ческий продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, 
полученные отзывы и т.д.
____________________________________________

б) Участие в мероприятиях городского, районного, всероссийского, международного уровней 
Необходимо указать название, форму и тему участия; 
педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.
Комментарии председателя МО (оценка результативности участия чле-нов МО, наиболее значимые достижения членов МО): 
 ________________________________________________

7. Эффективность внеклассной и внешкольной работы МО. Ана-лиз недели методического объединения.
________________________________________________

8. Работа по методическому и техническому обеспечению учебного и воспитательного процессов (в т.ч. результативность работы по оснаще-нию школьных кабинетов). 
________________________________________________

9. Новые программы, курсы, осваиваемые учителями-членами ме-тодического объединения, составление авторских программ, освоение информационных технологий. Итоги аттестации членов МО. 
Комментарии руководителя МО (анализ деятельности по выделенным направлениям)
________________________________________________

10. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методи-ческого объединения в следующем учебном году (также необходимо ука-зать, в какой помощи нуждаются члены МО; в каких вопросах хотели ли бы повысить свою квалификацию).
________________________________________________

11. Предложения по организации работы методических объедине-ний, методической службы на следующий учебный год. Перспективные направления деятельности МО.

12. Общие выводы руководителя МО (микроклимат в методическом объединении, оценка работоспособности и эффективности деятельности МО, методической службы школы; выявление педагогов, которых необходимо особо отметить и т.д.).
Подпись руководителя МО Дата