МОУ "Сош №1" - О проблемах и перспективах развития начального
Понедельник, 05.12.2016, 11:27
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

О проблемах и перспективах развития начального

Календарь новостей

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Наши партнеры

Сайты учителей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

п Контактырос

Сайт департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О проблемах и перспективах развития начального

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 декабря 1996 года N 3/2


О проблемах и перспективах развития начального
образования в Российской Федерации


Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления общего среднего образования М.Р.Леонтьевой по данному вопросу, коллегия отмечает, что в настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С.Выготским, Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, увеличилось число вариативных учебников с 7 в 1990 году до 38 в 1996 году. Практически все учебные предметы оснащены учебно-методическими комплектами (учебники, тетради на печатной основе, прописи, хрестоматии, задачники). Появились образовательные учреждения нового типа, такие как школа-детский сад, обучение учащихся в которых обеспечивает более комфортные условия ребенку и преемственность в его развитии. Увеличилось число педагогов с высшим образованием, работающих в начальных классах с 42,1% в 1990 году до 46,1% в 1996 году.

Вместе с тем в функционировании и развитии начального образования обозначился ряд проблем.

Сокращается число начальных школ с 18688 в 1985 году до 16990 в 1996 году. Большинство детей обучается в 3-летней начальной школе и лишь 36% заканчивает 4-летнюю школу. Обучение детей в начальной школе по 4-летней программе позволяет создать наиболее благоприятные условия для их нравственного, интеллектуального и физического развития.

Практика работы школ по новым системам обучения показывает, что в ряде случаев учителя не имеют достаточной подготовки для работы по ним, так как подготовка учителей в средних и высших педагогических учебных заведениях не была своевременно проведена, не налажена система повышения квалификации.

Обострилась проблема преемственности между начальным и основным образованием при введении новых систем обучения, поскольку отсутствует полный комплект учебников для основной школы, разработанный в соответствии с концепцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова.

Одной из самых острых проблем оказалась проблема преемственности обучения между дошкольным и начальным образованием. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снижается по ряду причин с каждым годом и сократилась до 55% (против 73% в 1992 году), что привело к возникновению трудностей и проблем при их обучении в начальной школе. Семейное же воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования.

Появились негативные тенденции раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов в дошкольных учреждениях, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования.

Другой проблемой современного начального образования является появление в нем многопредметности, которая может разрушить целостность восприятия окружающего мира и приводит к перегрузке учеников.

Необходимы тщательный отбор содержания основных учебных предметов, входящих в учебные платы с ориентацией на интеграцию знаний о человеке, обществе, природе в отдельные целостные блоки; разработка комплексных программ.

Широкое распространение инновационных процессов в начальном образовании требует создания механизма отслеживания их развития.

По-прежнему остается нерешенной проблема рациональной организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе, в классах с малой наполняемостью.

Все происходящие изменения в функционировании и развитии начального образования нуждаются в обеспечении соответствующей нормативно-правовой и методической базой. Исходя из вышеизложенного коллегия

решила:

1. Одобрить представленный анализ состояния и проблем современного начального образования и согласиться с основными направлениями его развития.

2. Управлению развития общего среднего образования (Леонтьева М.Р.):

2.1. Совместно с Отделом дошкольного образования (Стеркина Р.Б.)

- разработать рекомендации для педагогов по организационно-методическим основам преемственности образования детей в дошкольных учреждениях и начальной школе. Срок - III квартал 1997 года;

- подготовить проект Типового положения об образовательном учреждении (школа-детский сад). Срок - II квартал 1997 года.

2.2. Совместно с Управлением реабилитационной работы и специального образования (Шиловым Д.С.) обеспечить разработку учебно-методических комплектов для детей с трудностями в обучении.

2.3. Совместно с Республиканским институтом повышения квалификации (Никитиным Э.М.):

- подготовить программу повышения квалификации и переподготовки руководителей региональных органов управления образованием, методистов, учителей начальных классов по вариативным системам начального образования. Срок - I квартал 1997 года;

- провести повышение квалификации руководителей региональных органов управления образованием, методистов по вариативным системам начального образования. Срок - в течение 1997 года.

2.4. Совместно с Минздравом России разработать санитарно-гигиенические нормы, предельно допустимые нагрузки обучения младших школьников. Срок - IV квартал 1997 года.

3. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.), Управлению учебных заведений высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.), Управлению учебных заведений среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) провести корректировку содержания программ подготовки учителей в соответствии с современными тенденциями развития начального образования.

4. Российской академии образования (Петровскому А.В.):

- провести комплексные исследования по проблемам преемственности дошкольного и начального, начального и основного образования;

- провести комплексные исследования состояния психического и физического здоровья детей;

- подготовить методические рекомендации по экспертизе качества обучения, развития учащихся.

Срок - в течение 1997 года.

5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

5.1. Осуществить постепенный переход на 4-летнее начальное образование до 2001 года.

5.2. Провести повышение квалификации учителей начальных классов по различным системам начального образования.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя министра Шадрикова В.Д.


Председатель коллегии В.Г.Кинелев



Текст документа сверен по:
"Вестник образования". Официальное справ.-информ.изд.
Минобр.России N5, 1997 год